王玄覽, 626–697? Даосский философ (см.
Даосизм). Осн. соч. — «Сюань чжу лу» («Записи о сокровенной жемчужине»). Опираясь на учение
«Дао дэ цзина», Ван Сюань-лань детально разработал доктрину «двух
дао»: «древнего
дао» (оно же «непостижимое», «постоянное
дао» —
чан дао) и «нового
дао» (оно же «профанич.
дао» —
кэ дао). Первое является универсальнным и вечным принципом мира как целого, второе имманентно каждой конечной вещи, возникает и гибнет вместе с ней: «Непостижимое рождает небо (
тянь [1]) и землю (
ди [
2]), а профанич.
дао рождает все сущее. Если есть жизнь, то есть и смерть, поэтому профанич.
дао называют непостоянным. Непостоянное рождает свою телесную форму (
ти син), а постоянный закон (
чан фа) рождает свою истинность». Значит. влияние на проблематику и терминологию Ван Сюань-ланя оказала буд. философия, в частности учение мадхьямики. Для Ван Сюань-ланя характерны рассуждения о соотношении единого и многого, об «истинно сущем» как «ни едином, ни двойственном» (
бу и бу эр), об относительности и «пустотности» «всех дхарм» (
чжу фа; см.
фа [1], разд. 2). Идеи Ван Сюань-ланя получили развитие в даосизме VII–X вв.
Литература:
Чжунго сысян тунши (Общая история китайской идеологии). Т. 4, ч. 2. Пекин, 1957, с. 785–788
; Ян Сян-куй. Чжунго гудай шэхуэй юй гудай сысян яньцзю (Исследование древнекитайского общества и древнекитайской идеологии). Шанхай, 1962, с. 490–491.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 171.